Чжан Цинго, Huawei: надеемся, что мы осуществим пилотное тестирование 5G в Казахстане уже во втором полугодии 2019 года
Генеральный директор ТОО «Хуавей Текнолоджиз Казахстан» в интервью Profit.kz о бизнесе компании в Казахстане, о 5G, и о том, что стоит за громкими событиями вокруг Huawei в некоторых странах.
2018 год стал для компании лучшим за всю предыдущую историю – за прошедший год компания выпустила более 200 миллионов смартфонов под брендами Huawei и Honor. Это на треть больше, чем в позапрошлом году. Хорошие результаты у компании и в части 5G – она одна из признанных лидеров на мировой арене в этом вопросе.

- Господин Чжан Цинго, завершился 2018 год, и начну с вопроса о том, как вы его закончили: каковы успехи компании в Казахстане, где заметен наиболее сильный прогресс? Чем вы могли бы гордиться, глядя на ушедший год?
Трудно не согласиться, что 2018 год оказался прорывным. Причем, очень хорошая динамика заметна во всех трех бизнес-группах компании – операторском, корпоративном, и потребительском направлениях.
Если мы говорим про первую бизнес-группу, то мы продолжили активное сотрудничество со всеми операторами связи Казахстана по модернизации и развитию сетей связи четвертого поколения, трансформации и усовершенствованию структуры существующих ИКТ сетей, способных гибко адаптироваться к потребностям клиентов, создавать открытые платформы для видеосистем, агрегированного контента, для запуска новых цифровых сервисов, нацеленных на удовлетворение растущих потребностей абонентов, оптимизации операционной деятельности. С АО «Казахтелекомом» и АО «Транстелеком» у нас продолжается интереснейший проект по обеспечению широкополосного доступа в интернет в сельских пунктах – вы, наверняка, знаете о нем. Если говорить про корпоративный бизнес, то здесь тоже есть о чем рассказать. Было много интересных проектов инфраструктурного класса – в энергетике, промышленности, здравоохранении и образовании. Очень хорошие подвижки у нас произошли и в части концепции «Безопасного города», Smart Home. В целом, как вы знаете, в Казахстане реализуется масштабная госпрограмма «Цифровой Казахстан», и мы очень рады, что наша экспертиза и компетенции, стратегии интересны и полезны в ее реализации.
Наконец, о консьюмерском рынке. Здесь произошли по-настоящему радикальные перемены – в 2018 году этот сегмент значительно увеличил долю в общем зачете среди остальных бизнес-групп с точки зрения объемов в Huawei. Понятно, что это привело к перераспределению акцентов внутри компании. В Казахстане мы тоже сильно продвинулись – мы еще ожидаем итоговых показателей, но по предварительным данным доля компании на этом рынке превысила 20%, а в пиковый период продаж поднималась до цифры 29,5%
- Кстати, в ушедшем году компания вывела на рынок новые сильные продукты. Среди них смартфоны серии Huawei P20, а также линейка Mate20. Кроме того, компания вышла на нехарактерный для себя рынок – рынок мобильных ПК, предложив Huawei MateBook X Pro. Как публика в Казахстане приняла эти продукты?
Хорошо приняла. Линейки Huawei P20 и Mate20, без всяких сомнений, назову гордостью Huawei – в них реализован ряд новаторских вещей, тех, которые многие производители до сих пор не решались внедрять. К примеру, флагманы Mate20, Mate20 Pro работают на базе первого в мире 7-нм процессора нашей собственной разработки Kirin 980, который сочетает лучшие в своем классе характеристики, производительность, а так же двойной нейронный процессор со встроенным Искусственным интеллектом. Переход на 7-нанометровый процесс в производстве SOC (система на чипе) для Huawei Mate20 Pro означает прирост производительности на 20% в сравнении с 10-нанометровым процессором, который используется, например, в ранних моделях. Не заметить такую эволюцию просто невозможно. Что касается перспектив этой модели с точки зрения продаж, в том числе, и в Казахстане, то я вижу их многообещающими. Говоря же о Huawei P20 Pro, по итогам 2018 года было продано около 10 миллионов смартфонов этой линейки во всем мире, что свидетельствует о большом спросе.
Несколько слов о Huawei MateBook X Pro. Модель изначально разрабатывалась для внутреннего рынка Китая. Но в какой-то момент мы увидели интерес к ней и на внешних рынках. Соответственно, мы поддержали этот интерес. Думаю, что это интересный опыт для компании.
- Господин Чжан Цинго, известно, что компания анонсировала в России запуск Huawei Pay уже в этом году. Таким образом, наш северный сосед станет первым внешним рынком для этого платежного сервиса. Планируете ли вы выходить на рынок Казахстана? Если да, то когда.
Эта тема, безусловно, интересна для компании. И выход Huawei Pay на рынок России только доказывает это. Но вы должны понимать, что есть какие-то процедуры для того, чтобы выйти на рынок. Например, перед тем, как стартовать в России, мы провели большую работу – исследование, и лишь после того, как увидели хорошие перспективы, было принято соответствующее решение. Что касается Казахстана, то здесь ситуация развивается очень хорошо – объем платежей с помощью платежных карт растет кратно из года в год. Поэтому, кто знает...
Кстати, в Астана Хаб у нас есть демо-платформа, где мы тестируем стратегии, изучаем с партнерами и стартапами гипотезы. И один из фокусов – это Huawei Pay.
- Вы опередили меня. Предлагаю поговорить об Астана Хаб. Насколько понимаю, Huawei принимает участие в становлении этого инновационного пространства. Не могли бы вы рассказать о ваших ожиданиях от такого сотрудничества? Что вы там собираетесь делать?
Вы правы, мы очень рады открытию такого хаба на территории страны, так как это отличная платформа для развития как навыков специалистов, так для создания новых интересных проектов. Наш демо-центр, который мы открыли в Astana Hub и презентовали президенту Назарбаеву, – первый в Центральной Азии. Данный проект осуществляется в рамках меморандума с Министерством информации и коммуникаций Республики Казахстан и АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» о сотрудничестве в сфере ИКТ и реализации инновационных проектов. Стратегическое назначение проекта – развитие платформы и экосистемы, инвестиции в новейшие технологии, такие, как облачные вычисления, Интернет вещей, Big Data, мобильная широкополосная связь, программно-определяемые сети и другие перспективные направления, позволяющие создать открытую, гибкую и безопасную информационно-коммуникационную технологическую инфраструктуру. Еще одно предназначение демо-центра – консолидация передовой инженерной мысли. Мы готовы предложить свои технологии и опыт для молодых предпринимателей, стартапов, разработчиков, которые работают над новыми идеями.
- Huawei находится в авангарде 5G, фактически формируя ландшафт для сетей пятого поколения. Как у вас обстоит с этим в Казахстане? Каков спрос на консалтинг со стороны Huawei в вопросе построения сетей 5G у казахстанских операторов связи?
В целом, к концу 2018-го, Huawei заключила более 30 контрактов по всему миру и продала более 25000 базовых станций 5G. Это подтверждает, что компания занимает лидирующее положение в мире как поставщик решений для создания 5G-инфраструктуры. Вообще, если отбросить условности, то Huawei – это единственный комплексный поставщик решений в области 5G, это означает, что мы покрываем весь спектр потребностей для операторов. Как единая точка входа.
Сейчас мы совместно с операторами связи Казахстана отрабатываем запрос Министерства информации и коммуникаций о возможности проведение пилотного тестирования технологии пятого поколения уже во втором полугодии 2019 года. Если он пройдет успешно, то это откроет дорогу для более широкого внедрения технологии в Казахстане.
Еще хотелось бы сказать, что 5G – это очень дорого и, учитывая площадь Казахстана, внедряться она, скорее всего, будет фрагментировано с акцентом на промышленность, мегаполисы.
- Сегодня вопрос социальной ответственности для крупных корпораций – вопрос важный. Это своего рода лакмусовая бумажка зрелости компании. Что вам удалось сделать в этом направлении в прошлом году?
В прошлом году компания отметила 20-летие присутствия на рынке Казахстана. И одновременно мы усилили свою активность на ниве социальных проектов. В частности, речь идет о глобальной программе Huawei «Seeds for the Future» («Ростки Будущего»). По итогам ее, мы обеспечили 10 квот, которые дают возможность одаренным студентам в области ИКТ пройти обучение в Китае. Это масштабная программа, которая дает студентам возможность погрузиться в китайский культурный и деловой опыт на протяжении всего курса - от изучения китайского до посещения Запретного города, площади Тяньаньмэнь и Великой китайской стены. Также студенты посетят штаб-квартиру Huawei в Шэньчжэне, где под руководством ведущих отраслевых экспертов пройдут обучение по продуктам и услугам Huawei. В этом году мы продолжим реализацию этого проекта. Кроме того, в рамках конкурса «Huawei ИКТ Казахстан 2018-2019» были определены 3 победителя, которые в 2019 году будут иметь возможность поехать в Китай на финальный международный этап конкурса. Эта программа направлена на предоставление рабочих мест в компании Huawei для одаренных выпускников вузов. Кстати, в «Huawei ИКТ Казахстан 2018-2019» приняло участие около 1500 казахстанских студентов.
Также с 2017 года продолжает функционировать наш проект HAINA (Huawei Authorized Information and Network Academy) – это Авторизованные Академии Информационных и Сетевых Технологий Huawei на базе КБТУ и ЕНУ им. Гумилева. Вскоре HAINA заработает и в КазНУ им. Аль-Фараби
Очевидно, что мы и дальше будем достаточно активны на этом поле – не будем снижать темпы.
- Расскажите о планах компании на 2019-й – проекты, идеи.
Тут не буду слишком оригинален – фокус на 2019 год – это облачные вычисления, Искусственный интеллект, Big Data. Продолжим принимать активное участие в реализации государственной программы «Цифровой Казахстан», в том числе, и в инфраструктурных проектах. Будем делать особый акцент и на корпоративный рынок – здесь мы видим большие возможности для роста.
- Сейчас много говорят о Великом цифровом шелковом пути. Учитывая, что на Европу и Китай приходится львиная доля трафика, – это выглядит довольно интересным. Что в Huawei думают об этом?
Думаю, что идея очень интересная, и эта инициатива прекрасно сопрягается с инициативой «Один пояс – один путь». Цифровой Шелковый путь позволяет нам укреплять торговые отношения, предоставляя новые перспективы развития для стран-участниц. Прогресс развития этого проекта снижает дисбаланс развития интернета в странах, расположенных вдоль Шелкового пути. Считаю, что для стран Центральной Азии первостепенной задачей является расширение покрытия сети, чтобы больше людей могли пользоваться дешевыми и удобными интернет-услугами. Полагаю, что мы могли бы с пользой для проекта предложить свои компетенции. У Казахстана же могут появиться великолепные возможности зарабатывать на транзите данных. Ведь все мы знаем, что нефть новой экономики – это данные…
- Есть и обратная сторона. Несмотря на успехи, в 2018 году Huawei столкнулась с проблемами в США и некоторых других странах. В частности, спецслужбы рекомендовали американцам не покупать устройства Huawei, а в конце года власти Канады задержали финансового директора компании по требованию США, правда, позже она была отпущена под залог. Есть ли у компании какая-то консолидированная точка зрения о том, что происходит?
Не секрет, что информационное давление на Huawei со стороны некоторых стран сейчас довольно сильное. Консолидированное мнение компании, и оно единственно верное в этой ситуации – в нашей корпоративной политике и основополагающих принципах ведения бизнеса четко указано, что мы должны соблюдать все применимые законы и правила в странах, где мы работаем, включая все применимые законы и положения о контроле над экспортом и санкциях Организации Объединенных Наций, Соединенных Штатов и Европейского Союза. Мы привержены нашим обязательствам относительно совершенствования нашей системы соответствия. То, что некоторые страны вводят какие-то ограничения для компании – это их внутреннее дело. С другой стороны, я хотел бы сказать о том, что является обратной стороной таких санкций. Технологический задел у компании очень большой – мы начали работать над ключевыми уникальными технологиями, например, в той же области 5G, почти десять лет назад. Наши ежегодные инвестиции в исследования и разработки достигли 15-20 миллиардов долларов США. В течении последующих 5 лет мы планируем инвестировать в R&D более 100 миллиардов долларов США. Итог – мы серьезно вырвались вперед и готовы предложить рынку лучшее для устойчивого развития телекоммуникационной отрасли. Соответственно, если страна по каким-то причинам накладывает санкции на компанию, то эти технологии будут недоступны в этой конкретной стране со всеми вытекающими последствиями. Ну, а в целом, я бы не переоценивал влияние санкций на компанию – у нас сохраняется большой потенциал для роста.